ЗУФАР НИЗАМИ ЖИВОПИСЬ

ЗУФАР НИЗАМИ ЖИВОПИСЬ ZUFAR NIZAMI ART

Выставка 25.07.2003 г.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН 
Выпуск: № 149 (24965), 25 июля 2003 г.

 

 


  • Казань, которую мы потеряли
  • Прощай молодость! холст, масло, 86х116 см
  • Старая Казань, холст, масло, 73х73 см

КАЗАНЬ,    КОТОРУЮ     МЫ     ПОТЕРЯЛИ

Светлая и немного ностальгическая выставка открылась на днях в Выставочном зале Союза художников РТ. Ее участники назвали свой вернисаж "Казань вчера, сегодня, завтра", хотя, на мой взгляд, для него больше подходит другое название - "Казань, которую мы потеряли". Несмотря на то, что выставка проводится в рамках программы подготовки к празднованию 1000-летия Казани, в ней нет парадности, помпезности, официоза. На холстах и графических листах воплотилась боль художников за свой город, стремительно теряющий свое неповторимое, исторически сложившееся лицо.

Казань XVI века - ту, что по праву называли столицей Востока, - мы видим на картине Фирита Халикова "Иван Грозный и Шах Али под стенами Казани" и на иллюстрациях Загира Хакимова к книге С. Алишева "Казанское ханство".

Офорты Магдалины Мавровской переносят нас в Казань 80-х годов XIX века. Такой ее видели Горький, Шаляпин: угрюмые ночлежки, полицейские будки... Зимний вечер над затихшим после дневной сутолоки Сенным базаром: тусклый свет фонаря выхватывает из темноты вывески лавок и одинокие сани с продрогшим возницей - такова "СТАРАЯ КАЗАНЬ" ЗУФАРА НИЗАМИ (ЗУФАРА НИЗАМОВА).

Полотна Анаса Тумашева, Юрия Ананьева, Закира Батраева, Александра Иншакова, Анатолия Егорова, Рустема Фаттахова воскрешают перед нами Казань, какой она была 20-40 лет назад. Эта лирическая живописная летопись создавалась с большой искренностью, любовью и мастерством. Трудно не залюбоваться знакомыми деревянными улочками с одно-, двухэтажными домами и милыми уютными двориками. Исчезло, ушло в небытие большинство этих двориков на улицах Тельмана, Федосеевской, Зои Космодемьянской. И только на этой выставке можно вновь войти в них, увидеть сложную резьбу наличников, изысканное металлическое кружево дверных навесов и флюгеров. Вероятно, большинство молодых казанцев и не знают о том, что была в нашем городе улица Гирша Олькеницкого - ее давно уже снесли. Эта скромная, тихая, типично казанская улица продолжает жить только на полотне Зуфара Гимаева.

Художники подарили исчезнувшим уголкам нашего города "жизнь вечную", сохранив для будущих поколений очарование Казани былых времен, запечатлев своеобразие ее архитектурной среды, быта. Зорко, внимательно вглядываются в жизнь города Усман Абдулов и Владимир Пискарев. Тонкая, нежная пастель молодой Натальи Васильевой посвящена чудесному "Чайному домику" - уникальному образцу казанского модерна, дому В.А.Дружининой на улице Зои Космодемьянской. Сегодня он в полуразрушенном состоянии. Вероятно, скоро и этот дом, где причудливо переплелись народное зодчество, "китайщина" и элементы городской архитектуры, пополнит список утраченных памятников. Доживают последние дни и его ровесники, два памятника казанского деревянного модерна на улице Достоевского - особнячок Осановой и одноэтажный бревенчатый домик под номером 5 с наличниками удивительно строгого и красивого рисунка...

Мария ИЛЬИНА

Дата: 25.07.2003
Выпуск: № 149 (24965)

http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-78/51066/