ЗУФАР НИЗАМИ ЖИВОПИСЬ

ЗУФАР НИЗАМИ ЖИВОПИСЬ ZUFAR NIZAMI ART

Публикация 20.04.2012 г.

ЖУРНАЛ КАЗАНЬ
20 апреля 2012 г. апрельский выпуск

 



  • Журнал Казань
  • Журнал Казань
  • Журнал Казань
  • Журнал Казань

Человек в искусстве. Мир на полотне

ОТЛИЧНЫЙ ОТ ДРУГИХ

"У меня нет кумиров! — заявил в одном из интервью казанский художник Зуфар Низами (Зуфар Низамов).
— Ведь творчество того, кем восхищаешься, вольно или невольно влияет на твои работы, поэтому мы и имеем целые армии подражателей Сальвадора Дали, Клода Моне и Айвазовского".
Зуфар Низами (Зуфар Низамов) стремится создавать принципиально новые произведения, отличающиеся от всего того, что делают коллеги.
Даже экспозицию своей последней персональной выставки организовал своеобразно, с использованием «блочно-скользящей» системы развески работ, как назвал её сам автор. Взамен традиционного экспонирования в один ряд зрители увидели блоки по пять-шесть картин, расположенных вплотную друг к другу. И каждая не только не мешала соседкам, но и дополняла и обогащала их.

С 1974 года Зуфар Низами (Зуфар Низамов) занимался художественным проектированием городской и сельской среды, и все проекты имели ярко выраженный индивидуальный характер. Одновременно он активно работал с листовым металлом: мемориал в городе Тетюши, Татарский культурный центр в Марий Эл, семейный пантеон на Татарском кладбище в Казани.
Более полутора десятка лет художник отдал «Тектурному пейзажу», не написанному с натуры, а придуманному, выстроенному вокруг основной идеи произведения.
Картина "Тенцона" — спор двух поэтов. Это противопоставление естественного, природного начала грубому вторжению всеразрушающей современности.
Полотно "Приор" — то есть первый, основной — заставляет вспомнить состязание есенинского жеребёнка с железным конём — паровозом. На полотне — одно лишь дерево, ПраДерево, как символ существования живого на земле и одновременно символ бренности. А над ним его отражение в небе — символ вечности, след деятельности любого из нас, смертных, напоминание о том, что все наши дела считаются, ничто не проходит бесследно.
"Перцепция" — вправление. В мире так много прекрасного, но многие из нас не замечают его. Здесь чудесный уголок природы выделен, помещён в своеобразную раму: остановись, мгновение — ты прекрасно! Все эти картины объединены золотисто-коричневым колоритом.

Среди живописных работ особняком стоит "Прощай, молодость!". Зритель видит жизнь дома № 11 на казанской улице Парижской Коммуны, родного для художника. Это был самый большой дом южного, галерейного типа в Казани, он находился напротив бывшей гостиницы «Булгар», где жил и работал Габдулла Тукай. На полотне — двор зимой и летом, днём и вечером... К сожалению, обоих этих домов уже нет.

Зуфар Низами (Зуфар Низамов), отлично владея техникой прямого набора рельефа на стене, много работал как монументалист, оформив президентскую ложу в «Татнефть-Арене», Татарский культурный центр в Марий Эл, Училище искусств в Арске.

У любого творческого человека наступает период, когда его увлекает «чистое» творчество, создание собственного мира, отличного от существующего. Зуфар Низами (Зуфар Низамов) нашёл себя в авангардизме. Его станковые рельефы экспрессивны, выделяются свежестью красок, смелостью и законченностью композиционных решений. В пластические объёмы и линии художник вкладывает начертания имён Аллаха.
На первый взгляд, зритель видит типично модернистские рельефы, а на самом деле это своеобразные шамаили. Рельефы Зуфара Низами (Зуфара Низамов) экспонировались на выставке «Современный шамаиль» в городе Булгар и были отмечены как оригинальное направление в искусстве создания этих каллиграфических оберегов.

Алиса ЛАТЫПОВА
КАЗАНЬ 2012 АПРЕЛЬ | 57